Я сильно запоздал с приездом на Землю Предков. С Восхождением, как здесь принято (и вполне, как оказалось, справедливо) говорить. По возрасту я мог бы быть в числе репатриантов 70-х годов, не говоря уже об алие более поздних периодов.
Но этому всегда мешали два соображения:
Первое – уверенность, что в зрелом возрасте невозможно овладеть языком (ивритом) настолько, чтобы можно было чувствовать его тонкости. Т.е. читать (и слушать) стихи и при этом чувствовать их музыку и смыслы, а также понимать и рассказывать анекдоты (что не менее важный показатель уровня владения языком). Иначе говоря, понимать иврит настолько, чтобы можно было чувствовать, в т.ч. наиболее тонкие его ритмы и ассоциативные связи между понятиями.
Эта уверенность осталась неизменной. Однако бандитский менталитет, господствующий в современной России, надоел настолько, что неудержимо захотелось перемен.
Конкретно на репатриацию меня подвигло откровенное признание Дины Рубиной, сделанное ею на «Эхе Москвы» во время ее очередного приезда в Россию. Она, писатель много лет живущий в Израиле, призналась, что ее интеллектуальное общение по-прежнему происходит на русском. А иврит нужен только для покупок на рынке и в магазинах. После чего я принял окончательное решение. Если для живущих в Израиле по 20 лет и больше русский остается основным языком общения, то и я (катастрофически неспособный к языкам) не останусь на исторической родине в интеллектуальной изоляции. Уверенность, что, за оставшееся мне время пребывания на земле, ивритом в совершенстве овладеть не удастся, осталась, а, даже не любовь, а подлинное благоговение перед языком предков, я здесь приобрел.
После долгих поисков конкретного места проживания выбрал Цфат. Как говорили в старину: «Если падать, то с хорошего коня». Если уж ехать в Израиль, то уж в один из самых иудейских городов страны. К этому добавились и чисто практические соображения: стоимость жизни и погодные условия, а также относительная близость кинеретских да и средиземноморских пляжей (что для бывшего одессита немаловажно).
Второе соображение, долгие годы препятствовавшее моему возвращению на землю предков так и не было преодолено вплоть до прибытия сюда.
Вот об этом почти шоковом (в положительном смысле слова) преодолении прежних штампов, господствовавших в моем сознании, я намерен рассказать.
Дело в том, что я всегда считал нас, евреев (и себя в том числе), людьми не очень хорошими. «А уж если нас в одном месте собралось много – думал я, – это вообще ужас».
И вдруг, для меня совершенно неожиданно, я встретил в Израиле такую доброжелательность, такой уровень поддержки и взаимопомощи, которого, наверное (по крайней мере, так считают многие репатрианты, коим пришлось поездить по миру) нет более нигде.
Это более чем удивительно. Я всегда знал, что мы, безусловно, избранный народ. Избранный судьбой (Б-гом – для верующих, к коим я себя не причисляю). Избранный на судьбу отличную от судеб других народов Земли. Народ, отмеченный таким умом и темпераментом, которые позволили нам (и это несмотря на скрытую недоброжелательность и явную враждебность других народов) занять лучшие места во всех наиболее престижных интеллектуальных и социальных нишах практически во всех странах мира.
Все это так. Но то, что, собравшись вместе, евреи проявят такой уровень чисто человеческий духовной зрелости (того, что на Западе зовут гуманизмом), я никак не ожидал. Тем более, что весь мой предшествующий опыт общения с соотечественниками такого вовсе не предвещал.
И так думал не я один. Это мнение распространенно среди наших соплеменников.
Старая еврейская байка рассказывает, что Николай II долго отказывался верить наветам антисемитов о том, что евреи в ритуальных целях используют кровь христианских младенцев. «Ежели бы такое имело место – отвечал царь клеветникам – сами евреи обязательно сдали бы своих».
То, что я увидел здесь в Израиле, опровергло весь мой предыдущий опыт. Это можно было бы назвать неожиданной флуктуацией, скоплением в одном месте (скоплением статистически маловероятном) большого числа хороших и очень хороших людей. С этим феноменом я столкнулся здесь.
Здесь в Цфате меня встретили и в течение нескольких первых дней буквально на руках носили вице-мэр Аркадий Барст и его команда. Когда я слушал в Москве в Сохнуте выступления мэра и вице мэра Цфата, они произвели не только на меня, но и на всех присутствующих, в целом благоприятное впечатление. Но все мы так привыкли к рекламе, что, ей Б-гу, вовсе не принимали всего сказанного всерьез. Встречаются (но очень редко) среди чиновников серьезные работники, добросовестно и результативно исполняющие свои служебные обязанности. Но с чего это им быть еще хорошими добросердечными людьми? Это по российским (и не только) меркам уже перебор. Но с этим так сказать «перебором» я встретился здесь в Цфате.
Вы скажете: – «Вице-мэр выборная должность и Аркадий Барст хочет быть избранным на следующий срок». Отвечу: – «В России тоже есть выборные должности, что вовсе не заставляет, исполняющего такую должность, потакать интересам избирателей. Пообещать – это еще, куда ни шло. Да и то не всегда».
Мне запомнилось телевизионное интервью, во время кампании по выборам мэра Оренбурга. Интервью давал молодой кандидат, который позволил себе критику действующего мэра в части уборки снега. Нужно сказать, что снег с улиц тогда в Оренбурге вообще не убирался и горожане бродили по улицам по колено в мокром снегу. Ведущий строго оборвал увлекшегося кандидата в мэры, сказав, что вопрос снегоуборки рассматривать во время предвыборной кампании нельзя, ибо это вопрос политический.
Совершенно иначе ведет себя Аркадий Барст. С точки зрения нормального российского чиновника он просто разлагает жителей города (в нашем случае новых жителей). Ведь чем больше потакаешь жителям, тем стремительней растут их запросы.
Итак, первое, с чем я столкнулся в Цфате, – это было необычное и совершенно непривычное для бывшего россиянина поведение чиновников мэрии. Но это было только началом. Потом была встреча с медициной Израиля. Для приехавшего из России это вообще непонятный феномен. Не скажу, что в России все медики неквалифицированны и плохо относятся к пациентам (хотя и таких немало). Но внимание, забота о пациенте, наконец, уровень профессионализма здешней медицины несравненно выше российских.
Потом была встреча с добровольцами-волонтерами во главе с мадам Ривой-Рахелью. Волонтеры – это явление вообще удивительное. Люди добровольно тратят свое время и силы на помощь посторонним совершенно незнакомым людям.
Верхом моего потрясения было, когда ко мне подошел мужчина средних лет и сообщил, что зовут его Алексей, и он готов помочь при благоустройстве квартиры и починке мебели, а жена его готова перевести на иврит любой необходимый текст.
Но и это было только началом. Потом оказалось, что хозяева снятой квартиры, Борух и Лиля Романовские тоже волонтеры, но уже нигде не зарегистрированные (так сказать подпольные). Уровень их заботы поражает неопытное в здешней жизни воображение. Мало того, что в уютной квартире есть все, что нужно для жизни, хозяева надарили столько подарков, что явно возместило будущие затраты на арендную плату по крайней мере на год вперед.
Потом было знакомство с жителями нашего двора. Все они добросердечные люди – каждый готов помочь. Потом состоялось знакомство с хозяйками и посетителями 2-х (так уж случилось) клубов пенсионеров. Тоже удивительные встречи.
Естественно, что мое общение в основном ограниченно только русскоязычными жителями Цфата (олимами). Исключение составил банк и случайные пересечения на улицах города. Общение с сабра тоже оставляет впечатления выше всяких похвал. Это касается и работников банка, и случайных прохожих, которые не понимая твоего вопроса не оставляют тебя своим вниманием, пока не найдут русскоязычного, способного тебе помочь.
И с раввинами, и с верующими я, естественно, общался только с русскоязычными. И тут внимание и добросердечность беспредельны. Но об иудаизме ниже (это очень важный вопрос и на нем нужно остановиться более подробно).
Собственно о встречах за прошедшие два месяца, и о своих впечатлениях уже сегодня можно настрочить книгу. Однако размеры настоящей заметки не позволяют даже просто перечислить чудесных людей, встреченных мною в Израиле (начиная с аэропорта Бен-Гурион).
Итак, на земле предков я столкнулся с неожиданным феноменом. Но беспричинных неожиданностей не бывает. И я в меру сил попытался его себе его объяснить. На первых порах это не вышло. Удалось только зафиксировать фактическую сторону проблемы.
Процитирую свою, законченную уже здесь в Цфате, повесть:
«Что особенно его (героя повести) удивляло – это выходящие за пределы обычного человеческого понимания изменения в индивидуальных характерах, в менталитете его бывших соотечественников. Казалось бы, с чего это бывшие советские люди, вконец замотанные бытовыми проблемами и прочно зомбированные идеологическим штампами, попав на землю предков, неожиданно обретают раннее совершенно не свойственные совкам моральные и духовные качества. Вместо чувства ложного коллективизма, превращавшего совка в бездумное безынициативное существо, у репатриантов неожиданно, причем неизвестно откуда, появляется разумный индивидуализм, способность уважать себя, а уже в силу этого с не меньшим уважением относиться к другим. Вместо агрессивной озлобленности, которой неизбежно полны души всех без исключений граждан стран с тоталитарным режимом правления, бывшие советские евреи вдруг оказались крайне доброжелательны к окружающим. А вместо привычной бесплодной жуликоватости, что скрывать, долгие столетия бывшей отличительной чертой некоторых из наших сородичей, у этих людей вдруг появляется невиданная креативность. И они прочно занимают места в соответствующих социальных нишах общественного организма. Поневоле вспоминаются «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери. Правда олимы, в отличие от героев «Хроник», попав в Израиль, не очень меняются физически (хотя здоровый тропический загар внешне меняет человека), но ментальные изменения поистине разительны».
Мой личный опыт и свидетельства других репатриантов разных лет говорят о том, что феномен невиданного гуманизма, необычного для нашего непростого времени массового проявления человечности, не встречающегося, по свидетельству многих, в других частях земного шара, действительно имеет место быть. Это факт несомненный.
И меня крайне удивляет, что этому феномену уделяется крайне мало внимания. А ведь Израиль, выиграв практически все битвы на поле брани,вчистую проиграл исламским пропагандистам информационную войну. Что само по себе не только удивительно, но и непостижимо странно – евреи всегда чувствовали себя за письменным столом с пером в руке гораздо более уверенно, чем с оружием в руках.
В сложившихся условиях, на мой взгляд, совершенно необходимо пропагандировать на международной арене обсуждаемый нами феномен, как аргумент, который поможет отыграть в свою пользу проигранную идеологическую войну. Это особенно важно, теперь, когда грядущая война с Ираном (после абсолютно необходимого разрушения его ядерных центров, на которое никто, кроме Израиля, никогда не решится) становится почти неизбежной.
Особо заинтересован в исследовании и пропаганде этого феномена Цфат, для которого это еще и фактор привлечения и новых репатриантов (городу нужны люди с мудрой головой и умными руками), и инвестиций (развивающемуся краю капитальные вложения нужны не меньше, чем кадры).
Исследование феномена (крайне необходимое – ибо сегодня мы располагаем только личными впечатлениями) нынче, к счастью, весьма малозатратно. Оно будет заключаться в серии социологических опросов, полностью дублирующих соответствующие опросы, уже проведенные в других странах и регионах. Опросы эти будут касаться уровня гуманизма проявляемого населением, выраженного в уровне взаимовыручке и помощи, оказываемой гражданами, экономически и физически слабой части населения, как-то старикам, детям, инвалидам, безнадежно больным, приезжим.
Ожидаемые затраты мэрии на проведение означенных мероприятий будут незначительны. Необходимо будет привлечь социологов исключительно для того, чтобы составить анкеты, дублирующие соответствующие опросы в других странах и регионах, а затем сравнить результаты этих опросов с нашими. Затраты на сами опросы можно свести к минимуму, используя широко распространенный нынче интернет, который позволяет не только без затрат распространять анкеты среди населения и получать у последнего ответы на свои вопросы, но и в автоматическом режиме производить все необходимые социологические расчеты.
Соцопросы можно будет проводить в целом по Израилю. Ибо по затратам они не будут отличаться от опросов, проведенных отдельно для Цфата. А опросы, проведенные по всему Израилю, кроме политической функции (помощь в идеологической победе над агрессивным, но ловко рядящимся в овечьи шкуры, исламом), дадут возможность сравнивать результаты Цфата с результатами других регионов страны.
Каковы будут конкретные результаты этих сравнений говорить еще рано, но предварительный прогноз можно дать уже сегодня. Следует ожидать, что результаты Цфата будут одни из самых высоких в стране. Выше могут оказаться только результаты Бней-Брака, где, как утверждают наблюдатели, уровень взаимовыручки населения еще выше, чем в Цфате.
Отдельная проблема – исследование причин, вызвавших к жизни обсуждаемый нами феномен. Представляется, что причина удивительного массового гуманизма, проявляемого населением Израиля – иудаизм, который, прежде всего свод строжайших правил высокоморального поведения верующих. Можно сказать, что, даровав евреям Тору, и тем самым внедрив в их жизнь строжайшие запреты на бесчеловечное и аморальное поведение, Б-г «воспитал» из простых кочевников-скотоводов (коими наши предки были до времени Исхода) избранный народ. Т.е. создал особую расу людей, отличающихся не только высоконравственным поведением, но выдающимися интеллектуальными способностями. Последнее ничуть не удивительно, ибо строгая нравственность, воспитуемая Торой, исключает развитие садистских наклонностей и одновременно отвлекает людей от повышенного нездорового интереса к вопросам пола. А это освобождает силы души для интенсивного интеллектуального развития.
Если наш прогноз оправдается, и социологические исследования покажут, что выше всех показатели гуманизма окажутся в иудейских религиозных центрах, то этот факт будет еще одним весомФым идеологическим аргументом, который позволит Израилю отыграться в информационной войне с исламом.
AG
comments powered by HyperComments