Цфат. Пещера Сима и Эвера.

20140927_sefed_028_5d3_0825История города начинается именно с этого места. Именно здесь около четырех тысяч лет назад жили-были Сим (Шем) и его правнук Эвер. Кто они и почему история не забыла их имена?
Сим (Шем) был младшим сыном Ноя (Ноаха) и он и потомки его получили от Ноя благословение на духовное развитие мира. Сим восстановил на горе Мория жертвенник, построенный Адамом и Евой (Хавой) после изгнания из Рая. Он был первым моэлем (делающий образание) и сделал обрезание праотцу Аврааму и его тринадцатилетнему сыну Исмаилу (Ишмаэлю). От Сима произошли семиты – евреи, арабы-христиане, мальтийцы и ассирийцы.
Эвер был правнуком Сима (Шема) и отличился тем, что после вавилонского столпотворения продолжил говорить на языке иврит. В период его жизни в Вавилоне, его ближайшим учеником стал Авраам. Позднее Авраама стали называть “иври”, то есть потомок и последователь Эвера. После того, как подданные царя Нимрода были изгнаны Творцом из Вавилона, Эвер поселился на Святой Земле, где правил в это время его прадед и наставник Сим (Шем).
Согласно традиции, жили они на том месте, где сегодня стоит святой еврейский город Цфат. И не просто жили, а приносили пользу обществу. По крайней мере родственникам. Ицхак, сын праотца Авраама три года обучался у них. Ивриту, монотеизму, Торе, медитациям? Ответа на этот вопрос у нас нет. Праматерь Ривка, жена Ицхака, будучи беременной, пришла к Симу и Эверу за советом. Дело в том, что беременность у нее протекала не так, как у других. Сим и Эвер сделали Ривке первый в истории ультразвук, и обнаружили, что беременна она двойней – Исавом и Яаковом. И каждый из них в будущем будет символизировать два начала в этом мире и в человеке: начало плохое – физиологию – Исав, начало хорошее – духовность, этику, мораль – Яаков.
Когда Яаков вырос, он пошел по стопам своего отца Ицхака и пришел учиться к Симу и Эверу. Относительно того, что учил праотец в Цфате существует три мнения: одни говорят, учил Тору, другие настаивают – занимался каббалой, третьи считают, что он учил бухгалтерский учет.
У нас нет информации относительно того, как воспринимали пещеру Сима и Эвера в древние времена. Первое упоминание о ней в еврейских источниках, мы встречаем в описании паломничества на Святую Землю рабби Шмуэля сына рабби Шимона (1210 год). Он сообщает нам, что в этом месте находится погребальная пещера в которой похоронены рабби Ханина бен Орканос и рабби Доса бен Орканос. Про рабби Доса нам известно, что он был одним из мудрецов упомянутых в Мишне и жил примерно две тысячи лет назад. В это же время крестоносцы, люди практичные, решают идентифицировать Цфат, как Битулию (Бейт Эль), родину библейско-гностической барышни Юдифи.
Отправив в ад последних крестоносцев, мамлюки делают из Цфата районный центр и развивают инфраструктуру и местные традиции. К XIV веку над пещерой построена мечеть. В 1310 году правитель Цфата. Бахтамур аль Джахандар построил интерьер и велел изобразить на стене свой герб – пару клюшек для поло. Я не шучу, мамлюкская элита увлекалась игрой в поло, а Бахтамур имел престижный титул “носитель клюшек”. В 1412 году над входом была сделана благодарственная надпись, посвященная региональному правителю Сифу Фуази аль Дами и описана, искаженная мусульманами еврейская традиция: В пещере похоронен гонец, принесший Яакову рубашку Иосифа и сообщивший о его смерти. Яаков, узнав о смерти Иосифа скорбел, и благодаря этому появилось второе название пещеры – “Бейт аль ахзан” – место скорби. Святой Ари упоминает о пещере, как о месте, которое по мусульманской традиции связано с сыновьями Яакова.
В 1839 году во время визита на Святую Землю Моше и Юдит Монтефьери посетили Цфат. Мусульманские власти позволили им посетить пещеру, в которую обычно не пускали неверных. Юдит Монтефьери рассказывает, что это место является одним из самых святых для мусульман и они называют его “Место скорби Яакова”. Существует кабалистическая традиция о том, что пещеру Сима и Эвера и могилу Рабби Шимона бар Йохая соединяет подземный ход. Сегодня, здесь находится синагога, в основном, закрытая для посещения. Попасть в синагогу можно если знать ключника, или нанять правильного экскурсовода.

Анна Нисневич

anna_crгид, Клуб интеллектуального туризма

 

 

Главное, чтобы человек, приехавший в Израиль, почувствовал Святую землю душой, и моя задача ему в этом помочь”.

 

 

comments powered by HyperComments
На мосту над улицей Пальмах.
2016-10-08 12:38:49
А какой адрес этой пещеры в Цфате. Не могу ее найти. Нет там моста над Пальмах.
admin
2016-10-08 13:18:32
На стене написали про Нахмана из Умани