…В Израиле время как бы раздвоилось. С одной стороны на дворе стоит XXI век, но у евреев, как известно, свой календарь, и по нему сейчас – 5773 год со дня сотворения Всевышним человека. Причем, согласно еврейской традиции, мир в его нынешнем состоянии будет существовать шесть тысяч лет, а затем (может, чуть раньше, но никак не позже), наступит новая эра – эра Машиаха, подобно тому, как после шести дней Творения наступила суббота.
Но кто жРабби Шимон Бар Йохай (РАШБИ)е он, этот таинственный Машиах? Само это слово означает на языке древнееврейском помазанники происходит от глагола «лимшоах», означающего «помазать». Отсюда и берет свое начало выражение «помазанник Божий», которого Всевышний пошлет, чтобы помочь евреям и спасти их.
Слово Машиах в греческом произношении звучит как «Мессия» – слово, кстати, хорошо нам знакомое. В пятницу вечером правоверные евреи заняты лихорадочными приготовлениями к приходу Субботы, а последние пятьсот лет нашего шестого тысячелетия трепетным ожиданием прихода Мессии и своего спасения.
Интересно, что в древнееврейском «приходит» и «пришёл» совпадают и различаются только по контексту и поэтому никак нельзя понять, что имеется в виду: «мессия идёт или уже пришёл»? И куда, в конце концов, Он придёт и как готовиться к такому событию?
Иерусалим и Цфат, оба священные еврейские города и каждый из них горячо оспаривает своё право оказаться местом прихода Мессии на нашу бренную землю. Впрочем, в последнее время, в этом конфликте достигнут определённый консенсус. Иерусалимцы свято верят, что Мессия вот-вот въедет в их город на белом осле и жители Цфата в этом полностью с ними солидарны. Действительно, говорят они, Мессия придёт в Иерусалим. Но только после того, как «отметится» в Цфате.
Как и когда всё это произойдёт, одному Богу известно, но следует заметить, все эти легенды возникли вовсе не на пустом месте, а имеют под собой более чем веские основания..
Землю Израиля не зря называют Святой Землёй. Это – энергетический центр Вселенной и если Иерусалим является средоточием энергии физической, благодаря чему стал своеобразным «космодромом», этакой стартовой площадкой самых знаменитых «космонавтов», в то время как Цфат—это сгусток энергии духовной, а на современном языке «виртуальной». Благодаря этому Цфат оказался местом рождения и развития мистического учения, именуемого Каббалой.
Рабби Шимон Бар Йохай (РАШБИ),Основатель Каббалы рав Шимон Бар Йохай (РАШБИ), жил в Цфате во II веке нашей эры. После поражения восстания Бар-Кохбы, идейным руководителем которого он являлся, в течение одиннадцати лет скрывался мятежный раввин от римлян в окрестностях Цфата на горе Мерон, питаясь плодами стручкового дерева и находясь в состоянии полного отрешения от реального мира. Тогда-то и открылась ему мистическая наука, которую он назвал «Каббалой», а свой труд – «Зогар» («Свечение»).
У РАШБИ нашлось много последователей, Каббалу изучали и в Толедо, и в Провансе и в Иерусалиме, но продолжить его дело и вывести еврейскую мистику на новый, поистине косУлочка эта носит название «Симтат ха-Машиах», то есть «Подъем Мессии».мический уровень оказалось под силу только одному человеку раву Ицхаку Лурье. И произошло это опять же в Цфате! Так Цфат стал мировым центром каббалы и наиболее подходящим местом её изучения, привлекающим людей, жаждущих постижения тайн и стремящихся к эзотерическому.
Однако каббалисту совсем не обязательно расхаживать босым, длинноволосым, в белых одеяниях с бубенчиками по улочкам древнего Цфата. Ведь настоящие каббалисты – это люди, прежде всего, обладающие уникальными знаниями и обретенными с помощью этих знаний возможностями. Притягивает их в Цфат первую очередь загадочная атмосфера нашего древнего города, до предела насыщенная энергетикой и мистикой. Города удивительного, где узкие улочки хранят древние легенды и мифы, которые передаются от поколения к поколению. Предание о Машиахе – лишь одно из них.
Отправимся же и мы на поиски неуловимого Мессии и начнём путь от здания мэрии по весёлой улице Иерушалайм в направлении банка Леуми.
В виду отсутствия среди нас каббалистов с их сверсхспообностями, вооружимся крайне необходимым прибором, регистратором мистической энергии, этаким металлоискателем, разумеется, воображаемым.
Шумит, гудит улица Иерушалайм, но наш детектор никак не желает подавать признаков жизни. Все сомнения в его исправности моментально исчезают, стоит нам лишь пересечься с улицей Защитников Цфата. Подавим в себе искушение повернуть на эту улицу и войти по ней в Старый город. На следующем перекрёстке с улицей рава Шимона бар-Йохая, основателя Каббалы, одно имя которого приводит в священный трепет, наш прибор застрекотал невероятно, и мы осознаём, что находимся на верном пути.
Всего какая-то сотня метров вниз по улице, стрелка зашкаливает, прибор выходит из себя, и нет в нём уже никакой необходимости. Толпа туристов запрудила улицу рядом с мемориальной стелой «Переулок Мессии», а справа – самая узкая в мире улочка, крутой спуск в точку, откуда Он должен прийти. Всё, цель достигнута.
Легенда о Мессии… Она родилась именно здесь, в узких улочках Цфата. Начало этой истории относят к ХIХ веку, когда женщине, жившей в этом переулке, пришло видение, что волею судьбы выпала ей благодать Божья и поручено встретить Мессию, который должен вот-вот появиться в этих местах.
Напомним, что Мессию иудеи ждут уже две тысячи лет, так что эта весьма религиозная и богобоязненная особа отнеслась к поручению более чем серьёзно, и каждый вечер ожидала незнакомца со стаканами кофе и чая. Иногда к этим двум стаканам прилагался ломтик хлеба с сыром, но вся эта богатая сервировка так и оставалась нетронутой. День за днём пролетали годы, а столь желанный и долгожданный Мессия не очень-то и спешил приходить. Всё это время бедная женщина не позволяла себе спать ночами, пока однажды перед рассветом сон всё-таки не сморил её.
Проснувшись, несчастная к своему ужасу обнаружила стаканы пустыми! Значит, Мессия уже приходил, он ел, пил, ждал, когда она проснётся и, не дождавшись, ушёл себе восвояси. Где же он теперь? О постыдном провале, разумеется, вскоре узнала вся округа и на бедолагу посыпались упрёки, в вину ей ставилось, что на евреев Цфата обрушились и другие неприятности, у них кончились деньги и начались погромы.
Наша героиня не пала духом и продолжала ставить на подоконнике своей квартиры те же два стакана, но никто и никогда к ним так и не притронулся. Обезумев от горя, часами бродила она по ночному городу и звала Мессию. А когда крики прекратились, все поняли, что бедняга умерла, а с ней умерла традиция.
Ни один из местных жителей не осмелился взять на себя такую опаснейшую миссию, но старожилы продолжают на полном серьёзе верить, что Мессия никуда не делся, бродит себе неподалёку, а провокаторы распускают слухи, что Мессия вообще не приходил и по-прежнему находится в пути. Вспомним двойное значение глагола «приходить» на иврите, а на любом другом языке о Мессии и его явлению народу говорить бесполезно…
К переулку Мессии, помазанника и посланника Бога, никогда не зарастёт народная тропа, и это неудивительно. Каждый из счастливчиков, проделавших такой нелёгкий подъём по узкому и крутому склону, удостоится по жизни божьего благословения, а значит, большой удачи. Надо только очень захотеть и поднимаясь по местной Голгофе, загадать желание. Очень даже может случиться, что оно когда-нибудь исполнится…